Игорь Григорьевич Есаулов - известен и как советский солист балета, и как балетмейстер, хореограф, педагог. Лауреат (диплом 1-й степени) Первого всесоюзного конкурса балетмейстеров (1965 г., номер «Солдат и Смерть» на музыку С. Прокофьева), дипломант всесоюзного конкурса балетмейстеров 1980 г. Автор более 10 монографий - учебных пособий по балету, исполнительскому мастерству, репетиторству, хореодраматургии, развивал в своих книгах и социально-значимые идеи в последние годы жизни. Неоднократно публиковался в альманахе Союза Литераторов Удмуртии "Аквилон".
Родился в г. Сестрорецке Ленинградской области 22 января 1936 года. В войну всю блокаду прожил в Ленинграде. После прорыва блокады с матерью Татьяной Андреевной и старшим братом были эвакуированы в Кемеровскую область в село Михайловка. После войны с семьей переехал в г. Пермь, где в 1948 году поступил в хореографическое училище. Окончил училище в 1957 году по классу педагога Ю.И.Плахта. В этом же году был принят в качестве солиста балета в оперный театр г. Казани. Позднее, в 1959 году работал солистом балета в Перми, в Кишиневе, в Куйбышеве, в Сыктывкаре. В 1963 году поступил в Государственный институт театрального искусства им. А.В. Луначарского в класс профессора, Народного артиста СССР Леонида Михайловича Лавровского.
В 1965 году стал Лауреатом 1-го Всесоюзного конкурса балетмейстеров, завоевал первое место за постановку концертного номера «Солдат и Смерть» на музыку С. Прокофьева. С 1965 года по 1967 год проходил стажировку в Большом театре под руководством Народного артиста СССР, профессора Юрия Николаевича Григоровича, стажировался и во вновь созданном «Классическом ансамбле СССР» под руководством Игоря Александровича Моисеева. Ездил неоднократно на практику и стажировку в Ленинград к Народному артисту СССР Константину Михайловичу Сергееву, Народному артисту СССР Леониду Вениаминовичу Якобсону, заслуженному артисту РСФСР Борису Васильевичу Шаврову.
После окончания ГИТИСа работал главным балетмейстером в оперных театрах Новосибирска, Горького. В эти же годы глубоко изучал фольклор, преподавал в хореографических училищах. Сделал много оригинальных постановок, в том числе балеты «Щелкунчик» П. Чайковского, «Сюимбике— птица счастья» Ф. Яруллина, «Девушка и Смерть» Г. Жуковского, «Коппелия» Л. Делиба, «Авиценна» Р. Вильданова; множество танцев в оперных спектаклях, драматических; много отдельных концертных номеров и постановок в ансамблях, театрах, на эстраде. Еще дважды становился Лауреатом балетмейстерских конкурсов.
Занимался преподавательской деятельностью в гос. университете на факультете искусств в г.Ижевске.
Игорем Григорьевичем написан ряд работ по хореографии, не имеющих аналогов в мировой балетной литературе (см. список публикаций в конце статьи). В этих работах он, на основе открытых им законов, аксиом и постулатов доказывает, что балет — это наука. Игорем Григорьевичем разработана и апробирована на практике (получена лицензия) оригинальная методика воспитания артиста балета за 4 года по программам восьмилетнего обучения.
Им разработана методика реставрации народного фольклора, получен патент на изобретение новой модели пуантовых туфель, которые выдерживают нагрузку в десять раз большую, чем традиционные туфли и «работают» на полупальцах без предварительной подготовки.
Ушел из жизни в январе 2013 года.